Чемпионаты СССР и сборная команда СССР. Часть 1.
Оказывали ли влияние результаты чемпионатов СССР на состав национальной команды?
И да, и нет.
Во-первых, национальная команда СССР была УЖЕ сфомирована в 1977 году (старший тренер команды – ЖИДКОВ Станислав Николаевич), а первый чемпионат СССР был проведён ТОЛЬКО в октябре 1980 (г. Болниси, аеродром Топани (Груз. ССР)). И на том 1-м чемпионате страны доминировали моделисты из состава уже существовавшей сборной команды: все 3 разыгрываемых "золота" достались именно им: ЧИСТОВ Евгений (S3 и S6) и КУЗЬМИН Виктор (S4). Да и СОЛДАТОВ Юрий был 2-м в S6, а БЕЛОУС Олег 2-м в S3.
Конечно, национальная команда пополнялась позже, и прежде всего в классах свободного лёта, из состава кандидатов в команду, отобранных в свою очередь туда как раз по результатам чемпионатов СССР.
Следующие моделисты-свободники входили в состав сборной СССР (начиная с):
МИТЮРЁВ А. (1981),
ИЛЬИН С. (1982),
КОРЯПИН А. (1983),
ФИРСОВ Ю. (1985),
ДОМЛАТЖАНОВ А. (1988),
ШМАТОВ И. (1988),
ГАПОН Ю. (1990).
Естественно в тот же период времени список моделистов, входивших в состав кандидатами в сборную, был шире. В разные годы среди них были:
- в том числе призёры первого чемпионата СССР:
ВОЛЖАНКИН Александр (Каз ССР),
МЕТРЕВЕЛИ Дато (Груз ССР),
ТАРАСОВ Владимир (Челябнинск, РСФСР,);
- а также участники и призёры последующих чемпионатов:
МИТРОХОВ Сергей (Укр ССР),
ГАВРИЛОВ Валерий (Узб ССР),
ПОНЯТОВ Александр (Узб ССР),
ЛИПОВИК Иван (Укр ССР),
ЛУНИЧКИН Владимир (Тадж ССР),
БАХШИЯН Тигран (Москва),
ЛЕТОВ Геннадий (Дубна, Моск. Область)
МЕНЬШИКОВ Владимир (Урай, РСФСР)
АБРАМЕЦ Михаил (Каз ССР)
(если я кого-то упустил, а наверное, так и есть, отзовитесь, буду рад дополнить и скорректировать)
Любопытно, что наш достопочтимый "Отец", ТАРАСОВ Владимир Иванович, попав впервые кандидатом в национальную команду сразу же после первого ч СССР именно в свободных классах, и в них отбиравшийся на сборах-отборах-переборах, в саму команду (тогда сборную СССР) не попадал. И вот по прошествии долгих 13 лет стал выступать за национальную команду (уже сборную России) в классах копий (S7 и S5), начиная с ЧМ-1994, и даже разок в S8, забросив спортивки - модельки своей "молодости".
Вот и другой копиист-моделист (супер-копиист) ЛЕВЫХ Александр поначалу, нет не в сборной, а по переезду в Москву на место учёбы в МАИ, там во Дворце "у Ильича" свою ракетомодельную карьеру (а за плечами у него к тому времени имелся опыт авиамоделиста в его родном Челябинске у БАЙДИКОВА Геннадия Фёдоровича (Царствие ему Небесное)) начинал со стрипперочков, рапашютиков. И даже выступал на чемпионате(ах) Москвы. Но душа у него тогда к этой "мелочёвке" не лежала. Ему хотелось чего-то большого и более серьёзного.
А вот другой многим известный моделист из числа кандидатов в члены сборнoй СССР ХОХЛОВ Владимир Николаевич претерпел обратные метаморфозы. Войдя кандидатом в члены команды после первого ч СССР, на котором проводился S7 (ч СССР-1982) и где он стал тртьим, он по разным причинам так и не попал собственно в сборную команду, и даже несмотря на последовавшие несколько позже 2 победы на Чемпионатах СССР (84 и 86 гг) так и не включался даже кандидатом…
(И, кстати, тогда ХОХЛОВ В. Н., был единственным из призёров того Чемпионата страны, вызванного на сборы сборной команды. Ни чемпион ТРУСОВ Андрей (РСФСР), ни 2-й призёр САЙДОВ Юрий (Укр ССР) туда вызваны не были. Но, конечно, там были представлены УЖЕ бывшие в команде АПАРНЕВ С., КЛОЧКОВ А., РОЖКОВ В.)
… В настоящее время ХОХЛОВ В. Н., несмотря на свой далеко немолодой возраст, давно забросив копии как спортсмен-моделист (но не как тренер-наставник-руководитель), очень активно, и при этом достаточно успешно принимает участие в соревнованиях / этапах Кубка мира, но уже именно в моделях свободного лёта.
Кроме того, удачное выступление на чемпионате страны прежде всего в свободных классах ещё не было прямым билетом на прямое попадание в сборную команду, а было скорее прелюдией к этому. Необходимо было ещё пройти и через сито сборов-отборов. А там на тех сборах, а также и собственно на международных соревнованиях летать то нужно было не на двигателях Шосткинского серийного производства (диаметра 13 мм), а на других, тоже шосткинских, но изготогленных в клубе /лаборатории “У Максимыча” его командой, отличных и по геометрии (прежде всего по диаметрам: 11, 10 мм, а также, когда это ещё разрешалось кодексом - 9, и даже 7 мм), и по массе, и по диаграмме работы. А посему и модельки в свободном лёте нужны были другие, а не те, что подготавливались и летали на чемпионате СССР.
Особый случай представляли собой моделисты копиисты–эс-семисты ("золоторучники") и эс-восьмисты ("белокостники"):
S7:
Если я ничего не путаю (если что не так, Михаил-Минька-Миня-Мойша меня поправит), АБРАМЕЦ Михаил, вроде как попал кандидатом в команду после своего достойного выступления именно в свободных классах на ч СССР-1982 (где он в S4 был 3-м), но вот как член сборной команды выступил в S7 (международные соревнования в Чехословакии 1984), поскольку будучи воспитанником КЛОЧКОВА Анатолия Ивановича, под руководством того строил и хорошие "Союзы".
Стоило сначала АПАРНЕВУ Сергею, РОЖКОВУ Виктору Семёновичу, а позже АБРАМЦУ Михаилу забросить / отойти от моделизма уровня национальной команды, как учитель–ученик КЛОЧКОВ-КОРЧАГИН и примкнувший к ним позже БАЧА (начиная с ЧМ-87) остались практически без подпорки и без конкуренции. И они, представители союзных республик Латвии и Казахстана, выступали тогда за сборную в таком неизменном составе на нескольких чемпионатах мира и Европы (ЧМ-87, ЧЕ-88, ЧМ-90), и других международных соревнованиях вплоть до кончины Советского Союза вне зависимости от того, облезал ли кто-нибудь из них на чемпионатах СССР, Европы, мира. Всё равно остальным было до них не достать, конечно, при безаварийных полётах моделей этой троицы. Даже боле того, затыкая брешь в команде, “свободник” Алексей КОРЯПИН выступал на двух подряд ЧМ в классе S7 на клочковской бело-красной “калатушке” (модели РН “Союза” в варианте “Байконурского памятника”) сначала на ЧМ-83, в экстренном порядке заменяя в команде КЛОЧКОВА А.И., “не отобравшегося” в команду по выездным документам, а через 2 года (ЧМ-85) – вместе с КЛОЧКОВЫМ-КОРЧАГИНЫМ, заполняя вакансию команды в копиях.
S8.
Чемпионаты СССР за свои 5 лет проведения на них этого класса, не успели в достаточной мере кого-то более-менее сильного выявить для состава национальной команды. Разве только КРАВЧЕНКО Александр сумел выявиться. И в основном отбор за место в команде решали отборочные сборы-переборы между членами первоначальной белокостной московско-шосткинской группы КОВАЛЁВ - МИНАКОВ (Москва), БАРЫШ - ПАЛАГУТА (Шостка) и примкнувшим к ним чуть позже КОРЯПИНЫМ (Мурманск), бывшими на тот период времени на голову выше всех остальных.
Кроме того, не всегда и собственно результаты чемпионатов СССР напрямую сказывались на состав "микро" команд (т.е. команд /состава в отдельных классах) на чемпионатах мира и Европы.
К примеру, как я уже указывал в других материалах форума, одной из причин того, что S6 остаётся единственным классом, где до сегодняшнего дня в национальной команде нет ни одного личного “золота” на ч мира или Европы, является и то, что в стриммерках за команду летали "не те люди". Ну, посмотрите на результаты чемпионатов СССР – ИЛЬИН Сергей (Москва) из своих 10-ти "золотых" половину – 5 он получил именно в стриммерах, т.е из своих 12 стартов на чемпионатах СССР в 5 (т.е. чуть более 40%) – первый. И при этом в составе сборной команды СССР (на ч мира и Европы) в этом классе он летал лишь однажды (ЧМ-1990), да при этом стал серебрянным призёром (Yes, Сергей выступал и позже в стриммерах, но уже за сборную России, и это уже был не тот Серионька-моделист, и уже не тот стриммерист). Да и Ваш покорный слуга тоже единожды выступая за сборную в этом классе (ЧЕ-1988), так же стал вторым.
И получалось так, что обьективно не только сильнейший стриммерист страны, но и сильнейший моделист в каком-то отдельном классе - ИЛЬИН Сергей как раз в этом своём "коронном" /отдельном классе в национальной команде летал всего раз. А что, если бы он это делал более часто? Почти уверен, что в таком "случайном" классе, как стриммера, где на конечный результат оказывает влияние не только техника и погода-умение её выбирать (и комбинация этих факторов), но и случай-везение, с той же погодой, даже когда ты и выбрал "в поток", при бОльшем числе “попыток” (участий), и при наличии превосходящих остальных технике, и умении “ловить погоду”, пьедестальный результат не мог не реализоваться.
Хотя, опять же, совсем не обязятельно, если у тебя имеется лучшая в мире техника, да и погоду ты “чувствуешь” отменно, то ты непременно будешь первым на соревнованиях. Вот, опять же тот же Сергей ИЛЬИН, у которого, я считаю, в своё время была лучшая и самая "вылизанная" техника в S4 в период "мягких" схем как в СССР, что и принесло ему в тот период времени на ч страны 2 "золота", да и лучшая в мире, довольствовался "лишь" "серебром" (ЧМ-1983) и "бронзой" (ЧМ-1985) на 3-х ЧМ "мягких" схем.
Такой выдающийся результат Сергея в S6 на ч СССР (5 побед из 12 участий) сравним разве только что с результатами на тех же ч Союза КЛОЧКОВА Анатолия Ивановича – 4 “золота” из 10 чемпионатов (т.е. 40% (!)). Но, Анатолий Иванович то в свою очередь, конечно же выступал в S7 за сборную СССР …, а куда бы он делся? А Сергей – всего единственный раз.
НО… Да, конечно, выступай Серионька постоянно за сборную Союза ещё и в стриммерках, ну принёс бы он команде (да и себе) 1-2 медальки там… Но, как я понимаю, и могу только предположить, старший тренер ЖИДКОВ С. Н., по-всей видимости, при рассмотрении вариантов раскладки “а кому в каком классе/классах выступать”, мог руководствоваться и следующим:
- В Стриммерочках, которые были достаточно простым в техническом плане классе (хотя по сути это - не совсем так, и чтобы быть выше всех хотя бы "на четверть головы", нужно приложить достаточно стараний именно в технике/технологии), в команде есть и так кому выступать. А вот более технически сложные классы S4 (где у Сергея с самого дебютного выступления в сборной команде была превосходящая всех техника) и S5 … пусть и летает там.
- Взваливать груз многих классов на одного, пусть и успешного во многих, было бы неразумно, и нагрузку по классам распределить более равномерно, что само по себе вызвано несколькими причинами:
а) психология спортсмена - … в общем/среднем, статистически… - , выступающего в 1-2 классах несколько отличается от имеющейся у выступающего во многих. Если первый готовится максимально собранно, сосредотачиваясь на выбранном 1…2-х классах, то второй имеет "под корочкой” нечто типа "если не получится в одном, то зацеплю чего-нибудь в других дисциплинах". И здесь ещё помимо психологии, конечно имеется и фактор собственно времени на изготовлемие-отработку-подготовку самой техники, долженствующей быть достаточно конкурентноспособной.
Кстати, в национальной команде США в последние годы введена практика того, что моделист может выступать за команду максимально в 2-х классах моделей на ЧМ, несмотря на то, как бы успешно он не выступил на отборочных стартах в категориях, в которых отбирался, и должен остановить свой выбор на каких-то 2-х, в которых он отобрался в состав команды. И в этом есть свой резон.
Окончание (Часть 2) следует.